"Илья Муромец" тип В, №150, "Киевский"

ПРЕДПОСЫЛКИ

Глубокий патриотизм к своей Отчизне давно определил мое отношение и к области моих интересов в строительстве летающих моделей копий. Моделизм давно перестал для меня быть просто хобби. Это часть жизни, причем доминирующая, а все остальные хлопоты, связанные с работой, пропитанием, проживанием - это всего лишь второстепенные процедуры, обеспечивающие главный доминант.



В 2007г. я начал проект копии «Ильи Муромца» в масштабе 1/10. Полностью окунулся в исторические события того времени, изучил все возможные материалы по кораблю. Проект стал для меня не просто моделью, а историческим исследованием работ Игоря Ивановича Сикорского и эпохи зарождения стратегической авиации России. Хочу отметить, что этап сбора материала, исторического исследования прототипа, проектирования для меня более важны и интересны, чем собственно сама постройка и летная эксплуатация, которые являются всего лишь разделами проекта.

Но… Уже давно меня преследует ощущение, что тема «Ильи Муромца» не закончена. Да, модель летала очень надежно и более-менее копийна. Решены главные принципиальные проблемы с необычной аэродинамической компоновкой и нереально жуткой задней центровкой. Модель получилась летучей, хорошо управляемой и с великолепной устойчивостью по всем осям. Конструкция получилась легкой и технологичной. Поставленные цели того проекта достигнуты полностью.

Но… побывав на различных летных мероприятиях, в содружестве других копий крупного масштаба, 3-х метровый «Муромец» смотрится мелким Есть еще ряд моментов, которые меня не удовлетворяли в этой реализации - нет звука и запаха от электрических ДУ - немного не хватает энергетики для полноценного выполнения комплекса F4C в любую погоду. - бумажная обшивка довольно хрупкая, что приводит к проблемам в эксплуатации. - не сделан салон, - есть масса упрощений по внешней деталировке узлов расчалок, обвязке моторов, обусловленные мелким масштабом.

В 2013г, в Виннице, на последнем для меня чемпионате украины по копиям, "Муромец" отлично отлетав первый тур, во втором туре, после взлета, при пролете против ветра неожиданно свалился в штопор... (кстати, на этом месте тогда рухнуло пять копий по необъяснимым причинам) . Так я и не нашел рациональных объяснений этого летного происшествия, несмотря на обилие версий... Муромец получил тогда, естественно, повреждения, воткнувшись вертикально в густую аэродромную траву с 30 метровой высоты... Но не фатального характера. Разрушилась одна внешняя верхняя консоль, немного нос и полопалась во многих местах обшивка. Корабль спасла общая легкость конструкции и рациональная силовая схема.

Особой горести не было. Корабль под - износился за время 5-летней летной эксплуатации, успешно поучаствовал в 4-х чемпионатах, в ряде Авиашоу, совершил большое количество боевых вылетов. Бумажная обшивка уже просилась на замену, но это мероприятие очень трудоемкое, так как влечет за собой полную разборку бипланной коробки и накладок на нервюры. Было сделано много операций по старению обшивки, приведению ее в копийный вид. Так что эта поломка поставила тогда определенную точку в судьбе модели. В принципе ее можно было восстановить до летного состояния за пару недель. Но не было настроения и особой необходимости. "Муромец" остался в таком состоянии надолго. Да, можно, конечно того «Муромца» отремонтировать и доводить до следующего уровня. Однозначно, он еще может полетать...